|
Несколько ужали смету расходов, уменьшили бюджет, но французский белый хлеб с маслом, кофе к полднику, фрукты, лицейский врач, лазарет, уроки фехтования и танцев, языков, словесности и истории, а главное - изучение гражданских дисциплин, основ римского права и других «нравственных наук» - все осталось на своем месте... 8-9 августа 1811 года в Императорском Лицее прошли приемные экзамены, 13 октября съехались все принятые воспитанники, принятые на должность педагоги еще раз представили свои аттестаты, а 19 октября 1811 года началась жизнь Лицея, как уникальнейшего явления в истории не только русской культуры, литературы, но и педагогики, если хотите... И началась она блистательной вступительной речью одного из профессоров на акте открытия. Настолько блистательной, что заинтересовался ею даже плохо слышавший на одно ухо и явно скучавший Государь, и нервно заерзал в кресле опытный царедворец граф Разумовский, поглядывая на «царственных гостей»: чем то обернется? не будет ли скандала? Но скандала не было. Царь даже горячо похвалил оратора - профессора, штрихи к биографии которого я Вам сейчас набросаю. Профессором этим был Александр Петрович Куницын. Родился Александр Петрович в селе Кой, Кашинского уезда, Тверской губернии, в 1783 году, в семье священнослужителя. Дата рождения адъюнкт-профессора Царскосельского Лицея точно не установлена до сих пор. Как и ряд других дат в его жизни. Первоначальное образование он получил в духовном училище того же уезда и в Тверской семинарии. Блестящие успехи в учебе были награждены зачислением в Педагогический институт в Санкт-Петербурге, в 1803 году, по окончании курса которого, Куницына, как одного из лучших студентов, отправили в Геттингенский университет - слушать лекции права. Его соучеником был в то время и Николай Иванович Тургенев. Самостоятельно Александр Куницын также прослушал курс юриспруденции и дипломатии в Парижском университете (Сорбонна) и Гейдельберге (Германия) и возвратился домой в начале 1811 года, с огромным запасом сведений, собственных мыслей, молодым жаром и энтузиазмом. После представления аттестата был утвержден в должности адъюнкт - профессора «нравственных наук». Занятия Куницын начал еще до официального открытия лицея:10 октября 1811 года, воспитанники прослушали его первую лекцию. Новое во всех отношениях учреждение получило новой формации профессора, полного горячего стремления к действительному просвещению юношества. Когда Куницыну поручили произнести вступительную речь - лекцию на открытии, то он приготовил ее по всем правилам ораторского искусства и вложил в нее весь пыл своей веры в просвещение и торжество свободной мысли, а если чуть - чуть вчитаться, то и ненависти к тирании во всех ее формах! У молодого Куницына был «чистый, звучный и внятный голос» (Ив. Пущин. Воспоминания.) и речь его не могла не
|
|