|
и речь его не могла не пробудить внимания воспитанников, пусть даже им и было всего по 11-13 лет. Но тогдашние «малыши» были несколько другими. И потом, в ряду лицеистов стояли: Горчаков, Дельвиг, Пушкин, Пущин, Кюхельбекер, Матюшкин, Яковлев. Будущая плеяда... Во всяком случае, духовная искра от «чистой лампады» была зажжена именно тогда: В речи Куницына, например, говорилось: «Государственный человек должен знать все, что только прикасается к кругу его действия; его прозорливость простирается далее пределов останавливающих взоры частных людей. Стоя при подножии престола он обозревает состояние граждан, измеряет их нужды и недостатки, предваряет несчастия, им угрожающие, или прекращает постигнувшие их действия. Он старается проникнуть в сердце человеческое, дабы исторгнуть корень пороков, ослабляющих общество; никогда не отвергает он народного вопля, ибо глас народа есть глас Божий. Соединяя частные пользы с государственными, он заставляет каждого стремиться к общественной цели Граждане охотно следуют его мановениям, не замечая его власти». Если отбросить некоторую витиеватость слога, «яти», «ери», то звучит слишком уж актуально, не правда ли, читатель? Курс лекций Куницына охватывал двенадцать циклов: логика, психология, этика, право естественное, право гражданское русское, право уголовное, финансовое и так далее. Все это составляло некое единство, так как профессор Куницын считал, что «наука только тогда имеет совершенный вид, когда все положения оной составляют непрерывную цепь и одно объясняется достаточно другим». Здесь были и азы политической экономии и обзор различных общественных систем, и даже анализ пороков крепостного строя! «Крепостной человек - отмечал в одной из лекций Куницын, - не имеет никакой собственности, ибо сам он себе не принадлежит. Не ему принадлежит дом, в котором он живет, скот, который он содержит, одежда которую он носит, хлеб, которым он питается». Центральной всех лекций и занятий Куницына была одна: Человек рождается свободным и должен подчиняться только воле гражданских законов, а не воле тирана. «Граждане независимые делаются подданными и состоят над законами верховной власти: но сие подданство не есть состояние кабалы. Люди вступая в общество, желают свободы и благосостояния, а не рабства и нищеты; они подвергаются верховной власти, но только на том условии, чтобы она избирала и употребляла средства для их безопасности и благосостояния». (А. Куницын. Начало курса лекций «Изображение политических наук») Вот так, постепенно, каждодневными трудами, внешне неулыбчивый, строго педантичный, суховатый Александр Петрович формировал внутренний мир своих воспитанников, которым 1 февраля 1814 года им была составлена полная аттестация. О Пушкине в ней профессор категорично заявлял: «Он способен только к таким предметам, которые требуют
|
|